Государственный менеджмент в культуре

Государственный менеджмент в культуре

В настоящее время несмотря на все негативные последствия экономического кризиса и политической нестабильности небывало быстрое развитие получают все стороны жизни, в том числе и культура. Деятельность в сфере культуры обладает социально значимым полезным эффектом, так как формирует представления людей о мире, нормы их поведения и т.д., тем самым, способствуя созданию необходимых условий для воспроизводства и развития общества. Важность значения управления данной сферой была осознана еще в X веке. В то время государство (в лице царя и его окружения) выступало основным заказчиком на культуру и само формировало и корректировало основные ценности и нормы, понятия о прекрасном. В настоящее время управленческий аппарат подходит к данной проблеме более демократично. С началом «перестройки» издается закон, запрещающий государственную цензуру и устанавливающий свободу печати и функционирование СМИ.

С конца 90х гг. формируется региональная политика, в том числе и в области культуры. Ведется интенсивная законотворческая работа, серьезное внимание уделяется сохранению и развитию культурного наследия, уникальных особенностей культурной среды регионов. Предотвращены стихийная массовая приватизация недвижимых памятников истории и культуры, вывоз музейного фонда России. Активно проводится политика, направленная на обеспечение доступности культурных благ и услуг для различных социальных групп. Государство попрежнему остается основным источником финансирования культуры, хотя к нетрадиционным источникам привлечения дополнительных средств, можно отнести коммерческий сектор, благотворительные фонды и частных лиц. В настоящее время цель политики государства в сфере культуры направлена на выработку наиболее приемлемого стиля управления с точки зрения современности, внутриэкономической, внешнеэкономической и политической ситуации, а также с учетом исторических, географических и этических особенностей нашей страны.

ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Нынешнее состояние российской экономики отражает чрезвычайно низкую эффективность инновационной деятельности. Доля инновационно активных предприятий, начиная с 1999 г., колеблется в пределах 56% от общего числа предприятий, что явно связано с недостаточным вниманием государства к отмеченному вопросу. А как показывает опыт, полноценный, переход к международным рыночным отношениям невозможен без развития инновационного менеджмента. Нельзя сказать, что отечественная система стимулирования инновационной деятельности переживает период упадка.

В Российской Федерации уже приняты и введены в действие законы, в которых предусмотрено законодательное регулирование ряда аспектов инновационной деятельности, однако кардинально изменить сложившееся положение может лишь принятие специального нормативного акта Закона Российской Федерации об инновационной деятельности. Помимо механизма регулирования системы налоговых льгот и государственных дотаций предприятиямразработчикам, закон должен содержать положения:

1) о роли законодательных и исполнительных государственных органов в формировании государственной инновационной политики;

2) организационноправовых принципах формирования государственных инновационных программ;

3) нормах государственного экономического стимулирования инновационной деятельности;

4) конкретных экономических санкциях, обращенных в адрес лиц, осуществляющих недобросовестные действия в области инновационной деятельности;

5) правовых гарантиях участников инновационной деятельности и порядке рассмотрения споров, возникающих в ее процессе. К сожалению, в законодательстве Российской Федерации подобные по ложения пока отсутствуют, что, разумеется, не способствует росту числа внедрений и разработок на предприятиях.