Дизайнер должен уметь верстать

Довольно часто дизайнеров справедливо обвиняют в том, что, создав дизайн сайта, они уходят в свой кокон и замыкаются в неведении, оставляя всю «грязную работу» по воплощению дизайна в жизнь разработчикам. Такая равнодушная позиция отмечается не только в индустрии создания сайтов, но и при разработке программного обеспечения и ремонте ноутбуков Toshiba.

Почему дизайнеры должны уметь верстать

Суровая действительность указывает на то, что весь процесс разработки должен происходить при участии дизайнеров. Для достижения оптимальной эффективности дизайнер должен уметь не только нарисовать картинку, но и встроить ее! В этой статье я хотел бы поделиться несколькими соображениями о том, почему дизайнеры должны уметь верстать сайты.

 

Создание реалистичного и осуществимого дизайна

Имея четкое представление о том, как будет реализовываться конечный продукт, дизайнер будет предлагать более реальные и практически осуществимые идеи. Поскольку работа дизайнера является неотъемлемой частью процесса разработки сайта, он должен озаботиться тем, чтобы дизайн можно было успешно претворить в сетевую реальность, в частности, учитывая юзабилити сайта, удобство его просмотра и доступность. Дружественный интерфейс сайта подразумевает не только удобство и четкую логическую организацию навигации, но и предоставление пользователю всей необходимой ему информации упорядоченно и не перегружая его сверх меры. Единственный реальный способ узнать, правильно ли «работает» ли верстка сайта, – это научиться делать ее самому.

Упрощение коммуникаций

Фактически, продукты, разработанные одними людьми и воплощенные другими, никогда не оправдывают ожиданий всех участников, особенно это касается неосязаемой продукции, такой как веб-сайты, программное обеспечение или игры. Обычно все заканчивается компромиссом между тем, что ожидалось, и тем, что возможно осуществить на деле. Все вроде бы уловили общую идею, но редко когда получается передать ее в точности. Панацея от этого – сделать так, чтобы дизайнеры не только генерировали идеи, но и пожинали плоды их реализации. Тогда исключается путаница, недопонимание и искаженная передача информации.

Удобный циклический процесс разработки

На практике, готовый дизайн не должен всегда быть окончательным вариантом. Я имею в виду, что он должен быть гибким, чтобы его можно было менять и адаптировать под технические ограничения системы без утраты его изначальной сущности. Такие многократные и неизбежные изменения могут осуществляться только самим дизайнером. Дизайнер/разработчик в одном лице может вносить необходимые изменения гораздо быстрее, чем если бы разработчику приходилось повторно отсылать макет дизайнеру, который, к тому же, редко находится в пределах досягаемости, чтобы внести изменения. К тому же, в такой ситуации могут возникать – и часто возникают – трения между дизайнерами и разработчиками.

Лучший и более гармоничный результат

Я люблю проводить параллель между созданием ПО, сайтов или игр и оркестровой музыкой, когда дизайнер сравнивается с композитором, а разработчик с руководителем ансамбля или дирижером. Представьте, что будет, если дирижер сам является композитором? Я думаю, это придаст симфонии поистине превосходное звучание и очарование. Ведь она не только была написана мастером своего дела, но и сыграна под руководством своего создателя!

Экономия времени на разработку

Если дизайнер умеет верстать сайты, то стадии дизайна и верстки происходят непосредственно одна за другой, если не одновременно. Получается, на разработку затрачивается меньше времени – а кому не хочется, чтобы работа шла эффективнее?

Дизайнер начинает соответствовать требованиям рынка

Сегодня дизайнеру, чтобы оставаться востребованным, нужно постоянно расширять свое портфолио и улучшать свои конкурентные качества – уже недостаточно обладать каким-то одним набором навыков. Часто приходится быть мастером на все руки – и дизайнером, и разработчиком пользовательских интерфейсов, и копирайтером, и менеджером проекта.

Умея претворять свои дизайнерские работы в жизнь, а не оставляя их на милость разработчиков – вы повышаете свою ценность. К тому же, указанные рядом в резюме навыки дизайна и верстки сайтов еще никому не мешали. Даже наоборот, это делает сотрудника более востребованным и незаменимым, что жизненно важно в наше экономически неспокойное время корпоративной реорганизации (тотальной экономии) и сокращения штатов (массовых увольнений).

Однако, у такого сценария, когда дизайнер занимается версткой своих инноваций, есть и недостатки.

Как написал Лукас Мэтис (Lukas Mathis) в одной противоречивой статье на нашу тему под названием «Дизайнеры – не программисты» [1]:

Если дизайнер претворяет в жизнь собственные идеи, перед ним стоят две разные задачи: написать качественный код и создать приятный пользовательский интерфейс. Эти две задачи противоречат друг другу. Если вам необходимо самому воплощать свой дизайн, вам придется чем-то поступиться ради качества кода, а это повредит дизайну.

Дизайнеры, сами занимающиеся версткой сайтов, сталкиваются с двумя проблемами: они знают, когда новая замечательная идея может вылиться в неряшливый код, и они знают, где имеющийся код может повлиять на качество пользовательского интерфейса. Таким образом, две их задачи противоречат друг другу, поскольку пользовательский интерфейс включает множество мелких деталей, а эти мелкие детали приводят к нежелательному загромождению кода.

Отсюда вытекает нелегкое решение, принятое пуристами от веб-разработки. Они придерживаются старой школы, выступающей в защиту четкого разграничения между дизайном и разработкой. В самом деле, дизайнеры творят для людей, а разработчики программируют для компьютеров. Таким образом, дизайнеры, заботящиеся о восприятии пользователем, должны создавать максимально удобные пользовательские интерфейсы, а разработчики должны принимать оптимальные решения в программировании. Хотя в этом и есть разумное зерно, но сам я заметил, что безуспешно пытаюсь абстрагироваться от кода, работая над пользовательским интерфейсом, и, в конечном счете, удобнее иметь в виду ограничения, связанные с техническим воплощением и удобством использования.

Заключение

Учитывая все сказанное, объем разрабатываемого проекта может, в конечном итоге, определять роли, которые отводятся в нем дизайнеру и разработчику. Небольшое приложение может с успехом контролировать менеджер проекта [2], в то время как обширной системой, определенно, должен управлять специализированный персонал!