БИЗНЕС НА ДОВЕРИИ

Переход на "облачные" технологии в стране мог бы происходить еще быстрее, если бы не ряд препятствующих факторов. Среди них cистемный архитектор компании "Инфосистемы Джет" Вячеслав Медведев выделяет, например, отсутствие качественных и недорогих каналов связи (особенно ШПД и особенно в регионах) и потенциальные проблемы с информационной безопасностью в "облаках".
По мнению vSpecialist Technical EMEA East компании "ЕМС Россия" Антона Жбанкова, перспективы публичных "облаков" в России до сих пор туманны по причине нерешенных вопросов по обеспечению безопасности данных, качества каналов связи и ответственности провайдеров за качество предоставления услуг. "Основная проблема публичного "облака" в условиях большой географической протяженности и некачественных линий связи - это последняя миля, - отмечает эксперт. - Стоит пропасть сетевому соединению, и компания может распускать сотрудников пораньше, работать сегодня, скорее всего, уже не получится".
"Основные проблемы "облачной" России связаны, как и многое у нас, с масштабами страны, в которой плохи не только дороги, но и каналы связи, - вторит коллегам Шамиль Шакиров. - Этот факт будет ограни-чивать любых поставщиков "облачных" услуг, снижая качество их cloud-предложений". Свою ложку дегтя, по его мнению, в развитие "облаков" в стране вносит несовершенство нормативно-правовой базы - недостаточная юридическая проработка вопросов защиты персональных данных и в целом нюансов информационной безопасности.
"Для развития этого сервиса первоочередное значение имеет степень формирования услуг дата-центров, - считает генеральный директор компании "Онланта" Сергей Таран. - А условия, в которых работают дата-центры в России, заметно менее экономичны, чем в Европе и в Америке. Соответственно себестоимость услуг наших дата-центров выше, и заказчик стоит перед выбором: пользоваться услугами российского партнера или получить более привлекательную цену, работая с зарубежными дата-центрами".
Алексей Тарасенко связывает наше отставание как с особенностями развития российской ИТ-отрасли в целом, так и с некоторыми ограничениями регулирующих и сертифицирующих органов, а также с попытками поиска самостоятельных решений. Но основное, по его словам, - это недостаточное понимание технологии и преимуществ, которые она приносит, а также сложившаяся привычка, что лучше все делать самим.
В этом же ключе высказы-вается и client solutions mana-ger EMC Consulting компании "ЕМС Россия и СНГ" Алексей Грачев, считающий, что развитию "облаков" в стране очень мешает противодействие подразделений безопасности и ИТ-служб компаний, опасающихся по-терять работу или свою значимость или лишиться финансирования и тем самым паразитирующих на невежестве бизнеса в вопросах технологий.
"Да и сами заказчики однозначно еще не готовы к внедрению "облаков", - уверен Владимир Бедрак. - ИТ-бюджеты традиционно рассматриваются компаниями как инвестиции в самих себя, и они по-прежнему хотят, чтобы ИТ находились в их хозяйстве. Просто хорошая работа ИТ сама по себе не является для российских менеджеров результатом проекта. Должно быть что-то материальное, будь то оборудование, ПО или даже концепция. А сервис не воспринимается ими как продукт".
Не меньшую отрицательную роль в продвижении "облачных" услуг на рынок играет неумение коммерческих отделов компаний-провайдеров их продавать. Данный факт, по словам Антона Жбанкова, особенно характерен для крупных провайдеров, чей основной бизнес лежит пока вне "облаков" и для которых они лишь один из потенциальных вариантов развития бизнеса в будущем.
"Требуется вести более активную работу с заказчиками, разъяснять те экономические преимущества, которые они получат в результате переноса своих решений и баз данных в "облака", - подчеркивает Борис Финкельберг. - Должно возникнуть доверие между поставщиками и потребителями услуг, тогда можно будет говорить о массовом использовании "облачных" вычислений во всех сферах жизни"