Поведенческие факторы ранжирования Яндекс

Поведенческие факторы ранжирования Яндекс

С начала 2010 года в сети начала появляться информация о том, что яндекс использует при ранжировании поведенческий фактор. За неимением точных данных каждый оптимизатор вкладывал в это понятие что угодно. Большинство сошлось на том, что учитывается процент отказов, но даже это в двух смыслах:

  • возвратов в поисковую выдачу со страницы сайта по тому же запросу
  • просмотр всего лишь одной страницы сайта («отказ» по метрике)

Появились даже автоматические сервисы накрутки поведенческих факторов! Владельцы подобных систем с уверенностью заявляют: надо только заплатить, сразу включится кликер и спустя пару мгновений сайт нереально поднимется в выдаче.

Шумиха поднялась настолько серьезная, что сотрудники нашей компании тоже начали в это верить, однако всегда оставалось желание разобраться: что же такое «поведенческий фактор» на самом деле.

Проведя очередной анализ всех сайтов, находящихся на продвижении в компании мы решили попробовать вычислить и тему «поведенческих» при сравнении результатов продвижения и качества сайтов.

Тщательный анализ показал:

  • Во многих тематиках в выдаче отлично ранжируются совершенно бестолковые тексты, написанные «копирайторами» под заказ, еще по древним шаблонным технологиям.
  • У тех сайтов, которые опустились в выдаче в течении последнего времени, ясно выделяется основная причина происходящего(стандартные факторы ранжирования), никак не связанная с мифическим поведенческим фактором.

Исходя из результатов анализа, вполне можно заключить что

поведенческих факторов (в массовом понимании термина) на текущий момент у Яндекса не существует

Как не банально звучит, но этот термин подхвачен всеми исключительно ввиду удобного объяснения клиентам неудач продвижения, либо невозможности автоматического продвижения того или иного сайта.

Надо отметить, что легенды не слагаются на пустом месте: главным основанием в создании мифа "поведенческие факторы" был факт отслеживания Яндексом кликов по поисковой выдаче, однако и эти данные явным образом не влияют на ранжирование. Скорее всего они нужны поисковой системе для составления каких-то внутернних статистик и проведения собственных анализов - разумеется это еще не конец.

А что же существует на самом деле?

Реальный поведенческий фактор – вариант 1

Яндекс с каждым годом усложняет свои поисковые алгоритмы. Не так давно была введена новая технология спектр. Суть ее сводится к тому, что бы разбавлять поисковую выдачу по выскочастотным коммерческим запросам бесплатными(информационными) сайтами, которые так же востребованы пользователями по этому запросу. У яндекса есть подробная статистика (недоступная извне) что же на самом деле ищут пользователи по тому или иному поисковом запросу. Фактически это можно назвать поведенческим фактором.

С другой стороны, более широкое освещение темы запроса на коммерческом ресурсе не дает каких-то особых бонусов ранжирования. Это дает повод считать, что на текущий момент алгоритм анализа контента для ранжирования по коммерческим запросам изменился несильно, и в этом случае мифических «поведенческих факторов» так же не прослеживается.

Реальный поведенческий фактор – вариант 2

Анализ данных технических экспериментов показал, что поведенческий фактор может учитываться на материалах откровенно плохого качества, либо неправильно представленных пользователю (ошибки форматирования, приводящие к некорректному отображению). В таком случае время, через которое пользователь принимает решение закрыть страницу, может влиять на временные бонусы, отведенные поисковым роботам для анализа конкретного документа. Как следствие неправильно отображающиеся материалы, либо сайты находящиеся на медленном и нестабильном хостинге частично будут ущемлены в ранжировании.

На реальных клиентских сайтах, продвигаемых компанией влияния этого варианта не обнаружено, видимо потому что качество сайтов и материалов находится выше порога, на котором «поведенческий фактор» начинает учитываться.

Настоящий поведенческий фактор – вариант 3

Почему-то все оптимизаторы забывают о совершенно реальном поведенческом факторе: пользователи, перед тем как заказать услугу и совершить покупку, просматривают не один сайт из выдачи, а несколько.

Итоговое решение в пользу той или иной компании выбирается на основании ряда известных факторов (вот он настоящий поведенческий фактор), посему может возникнуть ситуация, когда сайт в топе, а заказов и продаж с него нет. Заказчика продвижения эта ситуация долго устраивать не будет, поэтому скорее всего он откажется от услуг (и еще один настоящий поведенческий фактор). Что бы свести к минимому подобные неприятные ситуации, надо проводить исследования в области бизнеса заказчика или хотя бы отслеживать первичную конверсию и осуществлять необходимые модернизации сайта, не для продвижения а для продаж с него.